Воскресенье, 19.05.2024, 12:39
Приветствую Вас Гость | RSS

ГУ Песчанская СОШ №2

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 60
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогическое просвещение

Семкина И.А. Особенности нравственного воспитания школьников через народную педагогику


Семкина Ирина Алексеевна

Песчанская СОШ №2

Качирского РОО

 

Особенности нравственного воспитания школьников через народную педагогику

 

Актуальность обозначенной  темы обусловлена тем, что проблема эта   волновала многие поколения ученых, которые своеобразно и не однозначно толковали и пытались разрешить ее в практике учебно-воспитательного процесса. Ими открыто и обосновано много ценного в этой проблеме, но следует отметить и тот факт, что они не сумели избежать ошибок, заблуждений в силу исторической ограниченности и мировоззренческих позиций. Не следует забывать, что воспитание в духе народности во многом зависело и зависит от господствующей политики в государстве по отношению к самому народу и его воспитанию.

Каждый человек уже в силу своего рождения становится причастным к той или иной национальной культуре. Он впитывает ее с молоком матери, едва родившись на свет, с колыбельными песнями в младенчестве, со сказками и преданиями в детстве и со всеми обрядовыми, этическими эстетическим укладом жизни. Постепенно он сам становится носителем, а затем и сотворцом культуры своего народа.

Сегодня вновь стала актуальной идея возрождения Казахстана как многонационального государства, ее многонациональной культуры, национальной школы, осознание и познание своих национальных корней и умелое использование всего этого духовного богатства в воспитании и обучении молодого поколения.

Предлагаемая концепция воспитательной системы школы является результатом теоретической подготовки и практической деятельности коллектива педагогов  Песчанской СОШ№2 (Качирский район)   и имеет своей целью обозначить основные ценности, цели, направления воспитательной   деятельности в школе, принципы педагогического взаимодействия, структуру и порядок управления системой, систематизировать работу.

Концепция воспитательной системы основывается на претворении в жизнь трех групп ценностей, которые определены в концепции развития школы (Рисунок 1).

I группа – «общечеловеческие ценности» (Человек, как личность, Семья, Родина, Казахстан, Родной язык, Земля, Природа, Знания, Вера, Милосердие, Память). Центральное место в воспитательной системе   занимает формирование экологического сознания: ответственного отношения к природе, к себе, как составной части природы, к окружающему нас вещественному миру, к живым существам вокруг нас.

Эти ценности могут быть присвоены школьниками, если будут правильно воплощены следующие идеи:

-  идея согласования ценностей поколений, приобретения навыков осознанного выбора и понимание личной ответственности,

-  идея оптимально организованной деятельности школьников.

Лучший воспитатель, считаем мы, это правильно организованная деятельность. Ребенок не должен только созерцать и слушать, он должен действовать. Только в действии приобретается опыт.

II группа – ценности, отражающие культурно-историческую память.

На современном этапе, когда в Казахстане происходит объединение вокруг идеи национального самосознания, исторического наследия страны, особую ценность приобретает культурно-историческая память поколений. В основу работы по самоопределению школьников к этим понятиям положена идея сохранения и развития традиций, которые предполагают:

-  историческое и литературное краеведение;

-  изучение и сохранение истории школы и ее традиций.

III группа ценностей – личностные ценности.

Все идеи не могут быть осуществлены, если не будут учтены потребности ребенка. Потребности лежат в основе интересов, а интерес является ступенькой к саморазвитию. Поднимаясь по ступеням Самопознания, Самообразования, Самовоспитания, ребенок становится способным самореализоваться, то есть найти и достичь истинные цели и смысл собственной жизни.

Рисунок 1. Группы ценностей

 

Идея создания для каждого участника образовательного процесса (педагога, ученика, родителя) «Я-концепции», а также  идея творчества, как результата развития личности, и составляют  III группу ценностей.

Все воспитательное воздействие на ученика осуществляется посредством создания взаимодействующих и взаимопроникающих сред: развивающей, адаптивной, оздоровляющей и организующей.

Среда, в нашем понимании, это комплекс элементов учебно-воспитательного процесса (классы, клубы, органы самоуправления и др.), в котором взаимодействуют на основе сотрудничества и нормативно-правовых документов, принятых школой, педагоги и учащиеся по формированию адекватного отношения к явлениям реальной действительности.

Каждая среда имеет свои цели и задачи, согласованные с целями развития школы.

Вся воспитательная работа строится на следующих принципах:

-  принцип уважения индивидуальности личности.

Если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются.

-  принцип коллективной деятельности.

Личность должна уметь согласовываться с другими. Индивидуальность в правильно организованной коллективной деятельности расцветает.

-  принцип разумной требовательности.

Можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других.

-  принцип возрастного подхода.

Каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и метода воспитательного воздействия.

-  принцип диалога.

 Уравнивание позиций педагога и школьника, взрослого и ребенка помогает достичь доверительных отношений. Ребенок инстинктивно находит иногда более оригинальные и оптимальные пути решения многих проблем, задач, проектов.

-  принцип педагогической поддержки.

 Ребенок не должен чувствовать себя нелюбимым, даже если он плохо учится. Он должен видеть в педагоге учителя, который защитит его от незнания, от стресса в связи с этим незнанием.

-  принцип стимулирования самовоспитания.

Каждый школьник должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача педагогов создать такие условия, где ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности.

-  принцип связи с реальной жизнью.

Дела, организуемые и проводимые в школе, должны соприкасаться с реальными делами поселка, района, области, страны. Дети должны чувствовать себя гражданами Казахстана, действовать на ее благо.

-  принцип согласования.

Все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что его педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для согласования детей друг с другом, детей и их родителей.

Таким образом, целями воспитательной системы являются: 

Формирование базовой культуры личности и обеспечение каждому ребенку условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворение его творческих и образовательных потребностей.

Формирование социально активной личности, способной к принятию самостоятельных решений, к смене социальных и экономических ролей в условиях постоянно меняющегося общества.

Концепцию воспитательной системы было решено назвать «Школа традиционной народной культуры».

Школа ставит своей целью обеспечение необходимых условий для личностного развития ребенка, развития его индивидуальных способностей, укрепления здоровья, личностного и профессионального самоопределения, адаптацию личности к жизни в обществе, организацию содержательного досуга на основе постижения и освоения традиционной народной культуры.

Школа представляет собой такой вид образовательного учреждения, в котором реализуется система взаимосвязанных преемственных программ одного профиля, позволяющих обучающимся освоить (самостоятельно выбрать) тот или иной уровень образования.    

Для Школы характерна длительная совместная творческая деятельность детей и педагогов (пятилетние и более длительные программы), которая представлена совместными достижениями и традициями, особыми атрибутами и символами, наличием преемственности между ступенями обучения и поколениями педагогов и учащихся.

У Школы есть свой менталитет, закрепленный культурой, особым стилем жизнедеятельности. Учреждению присущ психологически выверенный уровень взаимодействия педагогов и воспитанников, общая атмосфера сотрудничества и творчества.

Организация жизнедеятельности школы основана на принципах проживания большой и дружной «семьи» взрослых и детей, взаимодействующих на субъектных основаниях; создание микроклимата дома; включения семьи ребенка в жизнь школы. Это дает возможность пережить современному ребенку чувство общинности или «соборности», столь присущее русскому менталитету, способствует активизации процесса социализации, гармонизации личностных и общественных качеств индивидуума в условиях коллектива. Более интенсивно происходит процесс адаптации к определенным социальным условиям.

Образовательный процесс Школы традиционной народной культуры — целенаправленная и организованная учебно-воспитательная деятельность преподавателей в единстве с учебно-познавательной и самообразовательной деятельностью учащихся, процесс получения знаний, умений, навыков в соответствии с целями и задачами образования, развития личности.

Образовательный процесс направлен на развитие ребенка в процессе активно-деятельностного освоения ценностей культуры. Поэтому он представляет собой единство обучения и самостоятельной познавательной деятельности (учения), воспитания и самовоспитания, естественного взросления и социализации. Обучение не является постоянно ведущей деятельностью в таком образовательном процессе. В зависимости от интересов, мотивов и целей личности (участников образовательного процесса) оно может выполнять служебную, инструментально-вспомогательную или развивающую роль.

В рамках реализации данной концепции выстроена система внеурочной деятельности, которая во многом решает воспитательные задачи (Приложение). Осуществляется традиция проведения  внеклассных мероприятий    своеобразной формы досуга учащихся на основе традиций. В традиционной культуре внеклассные мероприятия  являлись своеобразными «социальными институтами».

Именно здесь осуществлялась социализация детей, сообщались те этнические нормы, в соответствии с которыми должна протекать их жизнь. Находясь в постоянном соприкосновении с фольклором в его естественных, бытовых формах, дети постепенно осваивают народный музыкально-поэтический язык, стереотипы поведения, коммуникативные навыки.

Оптимальной формой реализации воспитательных задач в летний период является фольклорно-этнографический лагерь. Базовое содержание образования лагеря ориентировано на изучение и освоение народной культуры через поисковую, исследовательскую деятельность школьников, на формирование творческой личности, на интенсивный обмен духовно-нравственными и эмоционально-личностными ценностями между поколениями и внутри сообщества. В период жизнедеятельности ребенка в лагере активизируется процесс социализации, гармонизируются личностные и общественные качества индивидуума в условиях детского коллектива. Более интенсивно происходит процесс адаптации к определенным условиям.

Наши наблюдения показывают, что непосредственное общение детей с народными исполнителями, которое предоставляет фольклорно-этнографический лагерь, способствует развитию у них интереса к народной культуре, ее духовным ценностям, гуманизму.

Широко практикуется общение детей с немецким центром, созданного на базе школы, который неоднократно на районном и областном уровне был награжден почетными грамотами и дипломами за сохранение традиций и культурных обычаев немецкого народа. Коллектив немецкого центра состоит из 6 национальностей (немцы, казахи, русские, литовка, белорусы, украинцы).

В 2010 году работала школьная экспериментальная площадка по теме «Разработка организационных форм деятельности детских творческих объединений в рамках центра патриотического воспитания».

Руководитель экспериментальной площадки – учитель НВП Жумабеков Т.Ж.

Цели и задачи эксперимента – под руководством Жумабекова Т.Ж. открыт военно-патриотический клуб «Звезда».

Исследовательская деятельность «Никто не забыт, ничто не забыто» способствует формированию чувства сопричастности к историческим событиям и ответственности за будущее страны. В рамках работы клуба был создан научный проект Жамалиевой Санией «Политические репрессии 1929-1938 годов на территории Максимо-Горьковского района». Всего создано пять научных проектов учащихся, представленных на областном конкурсе НОУ «Зерде».

Изучение истории родного края, своей малой Родины практикуется классным руководителем 11 класса Касаткиной Т.Н. (учитель истории) в процессе краеведческой работы, во время туристических походов.

Успешно проходит ежегодно месячник оборонно-массовой и спортивной работы, посвященный Дню защитника Отечества.

В классах проходят конкурсы рисунков, плакатов, сочинений на тему: «Нет в Казахстане семьи такой, где б ни памятен был свой герой», «Моя семья в судьбе страны». Активистами школьного музея выпускался еженедельный информационный листок «Хроника военных событий».

В этом году систематически проводилась воспитательная работа по изучению важнейших государственных символов – герба, флага, гимна. В начальных классах закрепить у детей правильное представление о символике помогали классные часы на темы: «О чем рассказывает наш герб?» - Кл.рук. Машеро Н.В., «Как слушают и поют гимн?» – кл.рук. Алейник Л.В. Конкурс рисунков «Цвета нашего флага», «Город в котором я живу».

Родители принимают участие в совместных мероприятиях и конкурсах, «огоньках», родительских чтениях.

Но, к сожалению, есть не только «трудные» дети, но и «трудные» семьи. Они на особом контроле. Поэтому в текущем учебном году был создан Семейный клуб, одной из целей которого является оказание психолого-педагогической помощи в воспитании детей.

Таким образом, применение инноваций в воспитывающей деятельности создает предпосылки для дальнейшего развития воспитательного пространства школы.


Список использованных источников

 

1 Бердяев Н.А. Судьба  народа. – М.: 1990. – 587 с.

2 Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.: Академия, 1999. – 742 с.

3 Курмангазинов А.З. Особенности нравственного воспитания в новых социально-экономических условиях. – А., 2007. – 204 с.


Категория: Педагогическое просвещение | Добавил: Школа-2 (13.01.2012) | Автор: Семкина Ирина Алексеевна
Просмотров: 611 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz